Время скалолазания. EVS. Румыния.

Вот и пролетели пять месяцев в Румынии с первой космической скоростью. Ровно половина того срока, который я, согласно контракту, проведу здесь. Дела идут потрясающе, а события сменяют друг друга и оставляют в памяти довольно мало воспоминаний.

Первое о чем хотелось бы рассказать, это проблемка с языками. Когда долгое время проводишь в обстановке, где не используешь родной язык, он потихоньку забывается. Даже эти пять месяцев сильно повлияли на мой словарный запас. Английский идет в гору довольно большими шагами, а русский, такими же или чуть меньшими шагами, идет в обратную сторону. Такое чувство, что когда-то они встретятся где-то в середине пути, и мне придется совершенствовать оба языка.

Конструкции предложений изменяются, превращаясь во что-то среднее и непонятное. Английский приобретает нотки русских выражений, который совсем непонятны иностранцам, а в русском я использую странное построение предложений. Иногда это смешно, а порой очень даже нервирует, когда не можешь вспомнить подходящее слово, особенно на русском.

В дополнении к этому я еще подучиваю испанский, медленно и спокойно, но уверенными шагами. 10 минут в день в принципе может быть достаточно, чтобы что-то отложилось в голове. С румынским дела идут на порядок хуже, но есть друзья, которые знают этот язык, и с ними я тоже делаю маленькие шажки на встречу небольшой беседе на румынском.

В школе дела идут нормально. Для тех, кто не понимает причем здесь школа, я нахожусь на долгосрочном волонтерском проекте по программе Европейского Союза — EVS. Аббревиатура эта расшифровывается, как Европейский Волонтерский Сервис. Она полностью финансируется ЕС и открывает потрясающие возможности для тех, кто шагает в жизни уверенными шагами. Путешествия, опыт работы в международной сфере, изучение языков и многие другие плюшки, которые вы можете получить очень легко, если имеете желание.

Недавно выяснилось, что на обратные билеты у меня осталось всего 106 евро. То есть именно эта сумма покроется Национальным Агентством, а если билеты будут стоить больше, то разницу буду должен заплатить я. Кстати, сумму, которую можно потратить на билеты, они рассчитывают довольно странным методом. Они считают расстояние напрямую от города проживания до города волонтерства. Но вот беда, иногда приходится выкручивать канделябры, чтобы добраться до пункта назначения. Такие, как перелет в Москву, затем в Бухарест, затем в Клуж. И вместо 1500 километров мы получаем более 3000. Ну да ладно, посмотрим!

Собственно в этой статье буду говорить не о проекте, на который трачу менее 20% своего времени, а о Румынии, как о стране некоторых возможностей. В частности возможности для скалолазов. Для альпинистов тут нет высоких гор. Но вот скал тут хоть отбавляй. Причем они распределены почти по всей стране, потому что Карпаты пронизывают Румынию насквозь, огромный хребет занимает более 40% территории страны, плюс небольшие скальные массивы повсюду.1253120660_7a29a0

Все скалы легко доступные, и нет необходимости ехать за тридевять земель, чтобы полазать в выходные. Из Клужа доступно несколько массивов, на которые можно попасть, потратив примерно час. Интересная вещь — румынцы не используют французскую сетку категорий сложности скальных марштуров, а пользуются таблицей UIAА. Сперва было слегка неудобно определять, что же я лезу, какая сложность у этого маршрута. Но порой это даже является плюсом, потому что если бы я знал, что маршрут 7а, то я бы его лез с мыслью, что он сложный и вряд ли я смогу его пролезть. Но когда лезешь без мысли о сложности, а концентрируешься только на реально стоящей задаче, то дела идут легче.

В общем-то, хочу похвастаться. Спустя 3 месяца, которые я занимаюсь на скалодроме, я значительно повысил свой уровень скалолазания. В те редкие случаи, когда  я лазал по скалам в России или Вьетнаме, моим потолком было 6а, и то с большим натягом. Во Вьетнаме я сделал только 5с. В России удалось сделать один 6а. Ну да ладно, сегодня 6б совсем не проблема, даже скажу больше некоторые 6с+\7а даются мне. Хоть и не легко, но однако даются. Очень хочется лазать большую сложность и это удастся, нужна только тренировка. Кстати, теперь я каждый день провожу на скалодроме по меньшей мере час. Что при ежедневных тренировках достаточно не только для поддержания формы, но и для совершенствования навыков.12787056_1741018216127920_1127640051_o 12789725_1741018156127926_413399424_o

Последние две недели мы выезжаем полазать на скалы. Я познакомился с австрийцем, который имеет все необходимое для скал, но не было партнера для страхования. Теперь мы ездим лазать вместе, иногда его девушка присоединяется к нам, но она не очень скалолаз, скорее просто сходить в поход. В конце февраля мы лазали в ближайшем каньоне Cheile Tureniului(Кейле Турениулуй) и в начале марта в другом — Cheile Turzii. Первые каньоны в моей жизни — до этого не бывал в таких местах. Представьте себе огромную трещину в земле, глубиной около 400 метров, склонами которой являются потрясающие скалы.

SONY DSC

IMG_20160229_093529 IMG_20160306_191646IMG_20160306_194228

Оба раза мы ставили палатку в абсолютно захватывающих местах. В первом случае это оказался утес между скал, то есть небольшая площадка, где сверху и снизу скалы. Во втором случае мы пришли в каньон, но было невероятно холодно для марта: туман и около 6 градусов выше нуля делали свое дело. Решили подняться выше к стене, которая зовется «Warm wall». Шли долго по узкой тропинке продираясь через терновник, местами делая траверс по жуткой сыпухе. Тропинка кончалась в упор скал, и казалось, что там нет места для палатки и придется спускаться вечером, чтобы установить лагерь. Слава Будде наверху оказалась идеальная площадка для палатки и костра, а солнце светило будто летом.IMG_20160228_211137 12787333_1741017319461343_192228893_oIMG_20160228_213549IMG_20160229_101239

IMG_20160306_194628 IMG_20160306_200314

Это тот самый австрийский товарищ по имени Йонас.

Особо большим плюсом явилось то, что мы были там одни, за исключением нескольких часов. Пара скалолазов лазала с нами бок-о-бок какое-то время. Девушка была из Австралии, а парень румын. Миллион раз она упомянула, что является хозяйкой скалодрома в Baia Mare, и если мы будем в тех краях, то заглядывать в гости.

Интересная история приключилась, когда мы уже почти собирались уходить, но решили заглянуть в каньон и полазать. Там было много легких маршрутов для нашей знакомой Симоне. И вот она начинает лезть маршрут под названием Circ, что в переводе означает цирк, тут как тут появляется толпа народа, которая начинает пялиться на Симоне и фотографировать ее. Получилось очень символично, действительно цирк устроили. Я решил, что не пропадать же публике и начал кататься на веревках им на зрелище.IMG_20160307_114913

Особое внимание хочется уделить автостопу, который в Румынии очень доступный и легкий. Порой нет необходимости тратить более 10 минут на дороге. Множество молодых водителей, который с охотой подберут иностранцев, чтобы побеседовать. Английский знают многие и пользуются им. Опять же единственный путь совершенствовать его, когда находишься дома — общаться с иностранцами. Автостоп — отличная возможность для этого. С другой стороны можно улучшать свои знания румынского, но это и так понятно. За все те немногие разы, когда я пользовался автостопом, ни разу с меня не просили плату, но еще не вечер.

Довольно интересный вопрос для рассмотрения о Румынии — здесь проживает большая диаспора венгров, которые являются национальным меньшинством. Досадно от того, что они живут обособленно и недолюбливают румын, в стране которых они находятся. В свою очередь, румыны тоже не любят венгров по причине мне не известной. Небольшой вводный курс в историю: когда-то Румыния позаимствовала большой кусок Венгрии, но люди-то там остались проживать. Даже много деревень, в которых люди совсем не говорят по-румынски, только венгерский. Живут свой маленькой общиной и лелеют обиду за то, что их присоединили к Румынии. Так и живут. Родители прививают детям неприязнь к другой национальности, и в школе дети лучше уйдут с уроков, чем будут играть друг с другом. Есть кстати еще и третья сторона — цигане или Roma people, как их тут называют. Но циган никто не любит…

Подпишитесь на новые статьи!

Got something to say? Go for it!